Казанский Государственный
Педагогический Университет

 

На главную

Факультет педагогики и права

Факультет педагогики и права (декан проф. Е.М.Ибрагимова) самый молодой в университете. Он призван готовить кадры по трем специальностям: юриспруденция, педагогика и методика начального образования, педагогика и методика дошкольного образования.

На факультете учебно-воспитательный процесс осуществляют кафедра государственно-правовых дисциплин и кафедра педагогического образования).

Выпускники отделения "юриспруденция" будут востребованы правоохранительными органами для работы с правонарушениями среди несовершеннолетних, а также различными учебными заведениями в качестве преподавателей правовых дисциплин. Учителя начальных классов и организаторы-методисты дошкольных образовательных учреждений – выпускники факультета – достойно представляют КГПУ: многие из них – ведущие учителя, учителя-методисты, заслуженные учителя школы Республики Татарстан.

Факультет педагогики и права набирает темпы. Есть все основания полагать, что в скором  будущем он станет одним из крупных и престижных факультетов Казанского государственного педагогического университета.

Важное значение для вуза имело создание общеинститутских кафедр.

В 1918 году была создана кафедра педагогики и психологии, где работали видные ученые – профессора А.А. Красновский, В.Я. Струминский, возглавлявший в 1924-1932 гг. кафедру педагогики. Долгие годы на ней успешно трудился проф. В.М. Горохов,  разрабатывавший проблемы семейного и нравственного воспитания, исследовавший историю русской педагогики и историю национальной (татарской) школы.

С 1930 года на кафедре педагогики существует аспирантура. Почти все сотрудники кафедры являются ее воспитанниками. Многие преподаватели педвузов Чувашии, Удмуртии, Башкирии и других регионов также получили научную подготовку в Казанском педагогическом институте у профессоров В.Я. Струминского и В.М. Горохова.

В послевоенный период кафедра сосредоточила свои усилия на трех проблемах: 1) психолого-педагогические основы нравственного воспитания; 2) процесс обучения в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности; 3) история татарской школы.

В тот период на кафедре работал и доцент Ю.А.Туишев, с именем которого связана жизнь института в послевоенное время. С 1945 года по 1967 год он был его ректором, который много сделал для поступательного развития вуза в те трудные годы.

Долгие годы кафедрой заведовал Я.И.Ханбиков, защитивший в 1969 году докторскую диссертацию "Основные направления в развитии педагогической мысли татарского народа". Он внес большой вклад в педагогическую науку. Им подготовлено 5 докторов наук и 82 кандидата наук.

С 1962 г. при кафедре была создана дидактическая группа, направившая свои усилия на разработку важных вопросов совершенствования учебного процесса. Ученые-дидакты кафедры были включены в государственный план коллективных исследований проблемы познавательной активности и самостоятельности школьников в обучении. Гносеологический аспект теории воспитания познавательной самостоятельности и активности школьников изучил и защитил на эту тему докторскую диссертацию Д.В.Вилькеев. Побудительную сторону познавательной самостоятельности и самообразования школьников исследовал проф. Г.С.Закиров. Доктор педагогических наук, профессор Н.А.Половникова исследовала процессуальные стороны познавательной самостоятельности. А.А.Кирсанов защитил докторскую диссертацию по результатам исследования проблемы индивидуализации обучения. Особенно важным направлением в исследованиях кафедры явилось проблемное обучение, которое нашло широкое отражение в передовом педагогическом опыте учителей не только Татарстана, но и России. Первое обобщение этого опыта и его теоретическое обоснование дано в трудах действительного члена РАО и АНТ М.И.Махмутова.

В 1988 году назрела необходимость разделить многочисленный коллектив кафедры на две самостоятельные кафедры: кафедра педагогики естественных факультетов (зав. кафедрой проф. Г.Г.Габдуллин) и кафедра педагогики гуманитарных факультетов (зав. кафедрой проф. Г.С.Закиров).

Важными научными направлениями кафедры педагогики естественных факультетов являются: "Управленческая деятельность в области образования" (рук. проф. Г.Г.Габдуллин); "Психолого-педагогические условия формирования педагогического мышления у студентов и учителей" (науч.рук. проф. Д.В.Вилькеев).

Много сделал для развития кафедры педагогики гуманитарных факультетов проф. Г.С.Закиров. Был создан серьезный учебно-методический фонд кафедры, осуществлена кадровая политика, определены научные направления кафедры.

Обе кафедры педагогики стали центром по созданию учебно-методических и научных изданий. Их авторы – профессора Г.Г.Габдуллин, З.Г.Нигматов, А.Н.Хузиахметов, Л.Ю.Сироткин, Е.М.Ибрагимова, Р.А.Валеева, Р.А.Фахрутдинова, доценты Н.А.Филатова, И.Э.Ярмакеев, Н.М.Пушкина и др.

С 1998 года заведующим кафедрой педагогики гуманитарных факультетов является проф. З.Г.Нигматов. Его докторская диссертация "Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946-1989 гг.)" является примером глубокого и вдумчивого анализа историко-теоретических основ и основных направлений гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе,  содержит цельную оригинальную концепцию условий реализации принципа гуманизма. Под его руководством исследуются проблемы народной педагогики, гуманизации педагогического образования. Им подготовлено 5 докторов и 30 кандидатов педагогических наук.

В настоящее время весь коллектив кафедры педагогики гуманитарных факультетов занимается разработкой научных подходов к обновлению содержания, форм и методов преподавания педагогики как науки о целостном гуманистическом воспитании человека.

При кафедрах педагогики функционирует аспирантура и докторантура по специальности "13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования". Действует институт соискательства. Это дало возможность защитить диссертации всем членам кафедр педагогики. Только в течение последних 5 лет 6 человек защитили докторские диссертации: Р.А.Валеева, Л.Ю.Сироткин, А.Н.Хузиахметов, Р.А.Фахрутдинова, Е.М.Ибрагимова, Р.Ш.Маликов. С  1972 по настоящее время успешно функционирует совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук.

Кафедра психологии в Казанском государственном педагогической институте создана в 1950 г. До этого времени психологические исследова­ния велись преподавателями-психологами, работающими на кафедре педаго­гики, в последующем  она объединилась с кафедрой педагогики.

В послевоенный период психологи кафедры сосредоточили свое внима­ние на двух проблемах:1) психологические основы нравственного воспитания; 2) процесс обучения в свете учения академика И.П. Павлова о выс­шей нервной деятельности. В разработке этих проблем активно  участво­вали преподаватели а  кафедры психологии А.П.Касимов, Р.Н.Ибрагимова, Т.Н.Власова, Н.В.Мохова, З.Т. Сахиуллина.

Научно-исследовательская работа преподавателей кафедры психоло-нии в 70-ег. велась по проблеме "Индивидуально-типологические  особен­ности человека", которая включена следующие темы:

1. Своеобразие формирования динамических черт личности в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента (Н.В.Мохов).

2. Изучение индивидуально-типологических особенностей спортсменов (В.И. Якубчик, В.П. Мерлинкин и др.). Индивидуальный стиль деятельности учителя-словесника  (Н.И.Петрова).

В 1974 году кафедра психологии стала самостоятельным подразделением института. Ее возглавил доц. А.А.Кирсанов, который ныне является заслуженным деятелем науки РФ, действительным членом РАО, директором Центра по подготовке и пероподготовке  преподавателей высшей школы.

Новый коллектив кафедры психологии определил в качестве основного направления своей научно-исследовательской работы-темы:

"Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса" в общеобразовательной школе", (рук. доц. А.А. Кирсанов). По этой теме проводились теоретические исследования и экспериментальная работа в школах преподавателями кафедры Т.Н.Власовой, JI.A.Яцыневич, Н.И.Петровой, P.M.Ибрагимовой, Э.Г.Волчковым и др.

К 1983 году исследование темы "Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе" членами кафедры было завершено.

Кафедра избрала для исследования новую актуальную и весьма пер­спективную тему "Динамика значимых психологических характеристик лич­ности при подготовке студентов педвуза к воспитательной работе". Разработка темы осуществлялась под рук. проф. Д.В.Вилькеева, в исследовательскую группу вошли доц. И.М. Юсупов, А.О.Прохоров, В.П.Мерлинкин, Н.И.Петрова, позднее Л.А.Яцыневич, А.Ф.Корниенко.

Коллективное исследование было направлено на выявление динамики значимых для педагогической деятельности черт личности и разработку психологических условий формирования и совершенствования данных черт у студентов.

В аспекте кафедральной темы доц. Юсуповым И.М. была защищена докторская диссертация. В рамках этой темы на кафедре  было защищено 3 кандидатских диссертации. В настоящее время исследования в этом направлении продолжаются. Возглавляют это направление профессора Д.В.Вилькеев, И.М. Юсупов.

В 90-е г. из кафедральной темы выделилось новое направление исследований, посвященное изучению психических состояний личности. Возглавил это направ­ление доц. Прохоров А.О., который в 1992 г. защитил докторскую диссертацию по психологии состояний. В настоящее время по психологии состояний защищено 7 кандидатских диссертаций ведутся интенсивные исследования аспирантами и соискателями. а за последние 5 лет кафедрой опубликовано около 500 научных, научно-методических работ.

Учебные планы и программы Казанского педагогического института предусматривали преподавание целого ряда общественных дисциплин. С осени 1918 года в план преподавания на I курсе были включены история научного миросозерцания, общая теория эволюции, история и теория социализма, советская Конституция, политическая экономия и др. Эти курсы носили общий ознакомительный характер.

Первыми преподавателями социально-экономических дисциплин в институте стали наиболее подготовленные работники бывшего Учительского института (С.П. Сингалевич, В.Т. Дитякин, А.А. Красновский и др.) и некоторые профессора Казанского государственного университета, работавшие по совместительству.

Определенному оживлению учебно-методической и научно-исследовательской работы в области общественных наук способствовало создание на основе распоряжения ГУСа Наркомпроса РСФСР от 15 октября 1922 года при Восточном педагогическом институте кабинета истории и теории марксизма. Одновременно была начата разработка методики преподавания общественных наук в вузе.

А.В. Луначарский, посетивший в октябре 1924 г. Восточный педагогический институт, отмечал: "Прекрасно поставлена опытно-показательная школа при этом институте, производящая много в высшей степени любопытных работ по обществоведению и естествознанию с оригинальным творческим подходом" ("Красная Татария", 4 октября 1924 г.).

В соответствии с новыми учебными планами, утвержденными в 1933 году, в число обязательных дисциплин на всех отделениях педвузов были включены: философия, политэкономия, история партии и Коминтерна, теория советского хозяйства.

В Казанском пединституте во второй половине 30-х годов сложилась группа молодых преподавателей общественных наук: С.П. Батищев, Д.Г. Морозов, А.П. Плакатин (первый декан исторического факультета, погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны), Д.Ф. Вандюков, И.А. Громов, 3.Н. Мелещенко (в последующие годы известный советский историк философии, профессор философского факультета ЛГУ) и др.

Уже через несколько часов после начала Великой Отечественной войны студенты, преподаватели и сотрудники Казанского педагогического института стали записываться добровольцами на фронт. Среди преподавателей-фронтовиков были М.И. Абдрахманов, И.А. Айнетдинов, Ш.М. Еналеев, И.М. Ионенко, Р.Ш. Тагиров, М.Г. Мамин, Е.И. Устюжанин и др.

Вся работа института, в том числе и научно-исследовательская, была построена так, чтобы наилучшим образом способствовать ускорению победы. В тематическом плане научно-исследовательских работ большое место заняли проблемы оборонного характера.

Кафедра марксизма-ленинизма в сороковые годы работала над проблемами, имеющими воспитательно-патриотическое значение. Заведовал кафедрой доц. И.А. Громов.

До 50-х годов кафедра марксизма-ленинизма объединяла все преподаваемые в институте общественные науки: основы марксизма-ленинизма, политическую экономию, диалектический и исторический материализм и логику. В связи с переходом И.А. Громова в Казанский медицинский институт с 1 января 1945 года кафедрой стал заведовать Д.Ф. Вандюков. С начала 1947-48 учебного года зав. кафедрой был назначен кандидат исторических наук М.Р. Булатов.

По приказу Министра высшего образования СССР от 6 октября 1952 года кафедра марксизма-ленинизма Казанского педагогического института была разделена на кафедру марксизма-ленинизма и кафедру политической экономии.

В 50-е годы из общей кафедры марксизма-ленинизма выделилась кафедра истории КПСС, которую возглавил Д.Ф. Вандюков, кандидат экономических наук, доцент. С 1961 года заведующим кафедрой стал доцент К.А. Толстяков, сделавший много для научного и профессионального роста кафедры. Затем заведующим был избран проф. М.З.Тутаев. С его приходом на кафедре началась разработка кафедральной темы – "Руководство КПСС народным образованием". При нем усилилась научная деятельность и аспирантура. Защитились: С.И.Камалеева, С.В.Морозова, В.И.Рукавишников, Т.П.Крашенинникова, Н.А.Шмелева, Н.Г.Измайлова, В.В.Тыринов и др.

На кафедре периодически издавались сборники, коллективные монографии, методические пособия.

В 1975 году в Казанском государственном педагогическом институте была образована новая кафедра – кафедра научного коммунизма. Её организатором и заведующим стал доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РТ М.А.Нугаев. Кафедра была укомплектована опытными, высококвалифицированными преподавателями: докторами и кандидатами наук, доцентами и профессорами. Среди них – профессора Ф.Ф.Саттарова, З.З.Мифтахов, доценты М.С.Еливанова, М.Г.Шамсеев, А.Х.Халитова, Ю.А.Глущенко.

Перестроечные процессы, начавшиеся в стране в 90-е годы, коснулись и общественных кафедр, вызвав необходимость качественного изменения их деятельности. Вначале кафедра  научного коммунизма преобразовалась в кафедру теории социализма, а потом в кафедру политологии и социологии. Преподаватели этой кафедры провели большую работу по внедрению инновационных педагогических технологий в учебный и воспитательный процессы, по методическому обеспечению новых учебных дисциплин – политологии и социологии.

Члены кафедры стали авторами серьезных научных трудов, монографий, учебных пособий. М.А.Нугаев – автор нескольких монографий по проблемам модернизации современного российского и татарстанского общества. Совместно с АН РТ кафедра выпустила четыре сборника статей по теме: "Социальные процессы трансформирующегося общества (на материалах Республики Татарстан)". Изданы учебные пособия: "Политология", "Основы политологии", "Сборник задач и упражнений по политологии".

При кафедре функционировала аспирантура. Под руководством проф. М.А.Нугаева защитилось более 60 человек.

Кафедра экономической теории ведет свою историю с 1917 года. До рубежа 80-х – 90-х годов она называлась кафедрой политической экономии, а в 90-е годы в связи с качественным изменением содержания предмета и необходимостью изменения его соответственно новому государственному стандарту и современным требованиям была переименована в кафедру экономической теории. На кафедре работали дипломированные специалисты с базовым образованием, окончившие аспирантуру в КГУ и МГУ. Возглавлял кафедру доктор экономических наук, профессор Газизуллин Ф.Г., заслуженный деятель науки РТ.

Члены кафедры исследовали теорию и практику рыночной экономики, тенденции и особенности ее формирования в РФ и РТ, что нашло отражение в диссертациях, монографиях, статьях.

Новое направление деятельности кафедры связано с участием в создании татарской энциклопедии. С 1991 г. проф. Ф.Г.Газизуллин является главным редактором раздела экономической теории. В 1999 г. институтом энциклопедии АН РТ издан татарский энциклопедический словарь (136 п.л.).

В 2000 году произошло объединение кафедр политологии и социологии и экономической теории. Руководителем кафедры является доц. А.Х. Халитова.

Кафедра философии свой нынешний статус получила в 1960 г.

Под руководством проф. Х.Ф.Сабирова, возглавлявшего ее более 10 лет, кафедра превратилась в авторитетный, высокопрофессиональный научно-педагогический коллектив, в котором работали такие известные в Казани и за ее пределами преподаватели, как М.В.Брауде, Р.В.Мурсалимов, Р.Г.Балтанов, С.И.Берман. В этот период на кафедре начала функционировать аспирантура, оказавшая существенное влияние на повышение научного уровня кафедры в целом.

В 70-90-е годы учеными кафедры – Х.Ф.Сабировым, И.И.Гришкиным (заведовал кафедрой с 1974 г. по 1987 г.), В.В.Лузгиным, Н.М.Солодухо, Э.А.Тайсиной были защищены докторские диссертации, а ряд преподавателей (Р.В.Мурсалимов, Е.А.Ситницкая, H.Е.Пеннер, Р.Х.Абинов) стали кандидатами философских наук. В 70-80-ые годы расширился диапазон научных интересов кафедры. Внимание было сосредоточено на философских проблемах человека, развитии науки, научно-технической революции и ее социальных последствиях, а также на философском осмыслении проблем познания. В эти годы кафедра философии активно вела воспитательную и про­светительскую работу со студентами и среди населения города и республики, оказывала большую методологическую помощь преподавателям и сотрудникам специальных кафедр КГПИ.

Научная продукция кафедры включала такие крупные, широко известные в научных кругах исследования, как "Человек как социологическая проблема" (1972 г.) – автор Сабиров Х.Ф., "Понятие информации" (1973 г.) – автор Гришкин И.Н., "Однородность и неоднородность в развитии систем (1989 г.) – автор Н.М. Солодухо, "Становление самосознания в процессе антропосоциогенеза" – (1989 г.) – автор Лузгин В.В., "Философские вопросы семиотики" (1993 г.) – автор Тайсина Э.А.

С 1987 г. по настоящее время кафедру возглавляет доц. К.Х. Хайруллин  Весь этот период на кафедре продолжаются научные исследования по философским проблемам человека, общества и гносеологии, активизировалась научно-методическая работа: подготовлено, опубликовано и выдержало второе издание учебное пособие по философии для студентов, состоящее из двух частей: ч. – "Основные философские школы и учения" (1996 г.), II ч. – "Проблемы бытия и познания" (1997 г.).

Популярностью среди студентов пользуются учебные пособия по философии, написанные коллективом кафедры, например, "Философия бытия и познания" под ред. зав. кафедрой философии К.Х. Хайруллина (1998).

Усилилось внимание к работе с соискателями и аспирантами всех кафедр КГПУ в связи со сдачей экзамена кандидатского минимума. Проведена серьезная методическая подготовка к переводу преподавания философии на ряде отделений КГПУ с русского на татарский язык. Доцент кафедры Шайхутдинов Л.Г. стал первым в городе вузовским преподавателем, разработавшим и читающим курс философии на татарском языке, а доцент Абинов Р.Х. на татарском языке написал и издал первое в республике современное учебное пособие. Возобновлена и успешно ведется работа аспирантуры.

Кафедра философии КГПУ явилась школой для роста ведущих философских кадров г. Казани. Так, проф. Н.М. Солодухо стал заведующим кафедрой философии Технического университета им. Туполева, проф. Э.А. Тайсина – заведующей кафедрой теоретических основ коммуникации Казанского энергетического университета, проф. В.В. Лузгин избран членом-корреспондентом Академии наук Татарстана.

В 2000 году кафедра философии слилась с кафедрой мировой художественной культуры, сохранив при этом свое название.



На сайте печать буклетов.
Сайт создан в системе