Казанский Государственный
Педагогический Университет

 

На главную


   Казанский государственный педагогический университет (КГПУ) - одно из старейших высших учебных заведений Российской Федерации.

   В течение многих десятилетий он готовит учителей для школ и училищ Поволжья, Приуралья и Сибири, играя тем самым огромную роль в развитии просвещения, культуры народов России.

Как все начиналось

 Казанский государственный педагогический университет ведет свое начало от Казанского учительского института, основанного 24 октября 1876 года третьим в России после Санкт-Петербургского и Московского.

Для того времени это было демократичное учебное заведение, куда принимали лиц мужского пола всех званий и сословий, высокой нравственности и благонадежности. Это были в основном дети чиновников, мещан, крестьян, купцов, представителей духовенства.

Но с каждым годом конкурс в институт возрастал, и вскоре Казанский учительский институт вошел в категорию учебных заведений России, находившихся в ведении Министерства народного просвещения. Выпускники получали право преподавать любой из десяти предметов, включенных в учебный план городских училищ. На рубеже веков в институте преподавали Закон Божий, русский язык, математику, физику и естествоведение, историю и географию, педагогику, чистописание, рисование и черчение, пение, гимнастику. Позднее в качестве необязательных были введены иностранный язык и ручной труд. Выпускники сдавали три экзамена: по теории воспитания, дидактике и истории педагогики.

С первых же лет институт стремился следовать лучшим образцам мировой и отечественной педагогической мысли. Преподаватели повышали свою квалификацию как за рубежом – во Франции, Италии, Австрии, так и в России, в частности в Императорском Казанском университете, где формировались крупные научные школы (например, лингвистическая школа выдающегося языковеда Бодуэна де Куртенэ).

В начале XX века Казанский учительский институт являлся одним из немногих центров науки в крае. Он выпускал научно-практический журнал "Городской и сельский учитель", в котором уделялось значительное внимание теории и практике педагогики, проблемам национальных школ. Труды многих ученых, работавших в учительском институте, таких, как дидакт А.И. Анастасиев, языковеды и литературоведы Н.К. Невзоров и В.П. Брюханов, историки и географы В.Х. Эккерман, М.И. Пинегин, С.И. Троицкий, сыграли большую роль в развитии концептуальных основ высшей педагогической школы Казани.

Накануне октябрьских событий 1917 года в Казанском учительском институте были созданы специальные отделения: естественно-географическое, физико-математическое и словесно-историческое. За образец учебного плана был взят план Московского учительского института, но в нем был значительно расширен цикл педагогических наук, введены курсы политической экономии, истории права и государства. Предполагался прием в институт женщин. Однако октябрьский (1917) переворот замедлил начало преобразований. События этого года и их последствия заметно сказались на судьбе Казанского учительского института. Были здесь свои плюсы и минусы. К первым относились демократизация образования, помощь государства студентам, организация подготовительных групп, а затем – рабочих факультетов, позволивших реализовать мечту о высшем образовании тем, кому прежде это было недоступно. К негативным последствиям можно отнести раскол в обществе, отход от преподавательской деятельности ряда видных ученых, поспешные реорганизации и перегибы 20-30-х годов, вызванные новыми политическими веяниями и зачастую приходом к руководству сферой образования некомпетентных людей.

Таким образом, Казанский учительский институт просуществовал 42 года, в течение которых было подготовлено более 900 учителей.

За 125 летнюю историю КГПУ не раз менялось его название: Казанский учительский институт (1876 г.), Казанский педагогический институт (1918 г.), Восточный педагогический институт (1922 г.), Татарский педагогический институт (1931 г.), Казанский государственный педагогический институт (1934 г.), Казанский государственный педагогический университет (1994 г.). Название вуза менялось, но суть оставалась одна – служение благородному делу народного образования, науке и культуре. Казанский государственный педагогический университет стал родоначальником ряда педагогических вузов национальных республик Поволжья.

в Технохит.

Вы решили подать ? Заходите сюда.
Сайт создан в системе